г. Москва, ул. Маросейка, д. 3/13. стр 1, пом.1(25) +7 (800) 500-87-68 info@nastavnikirossii.ru

Ваш персональный консультант

Здесь вы можете получить бесплатную консультацию юриста или психолога онлайн по любому вопросу.

Задайте вопрос прямо сейчас, и в ближайшее время на него ответят специалисты ВОД "Наставники России".

Помощь предоставляется на бесплатной основе. Персональные данные авторов вопросов не разглашаются.

Форма обратной связи

Нажимая “Отправить письмо”, вы даете согласие на обработку персональных данных

При составлении плана по профилактике употребления ПАВ социальный педагог предлагает ограничиться разовыми мероприятиями для обучающихся старше школы. Насколько это эффективно?

Дмитрий

Для того, чтобы оценить эффективность профилактических мероприятий в ОО должны быть сформулированы критерии оценки степени эффективности такой работы, исходя из тех целей, которые ставит перед собой ППС Школы в целом. Опыт работы специалистов ГППЦ показывает, что наиболее безопасно и эффективно в образовательной среде проектирование для работы в массовом масштабе мероприятий в рамках концепции первичной позитивной профилактики. Первичная позитивная профилактики — комплекс мер и мероприятий, направленных на снижение риска возникновения тех или иных негативных проявлений среди обучающихся путем раннего выявления факторов риска и формирования значимых социально-личностных характеристик, снижающих риски формирования склонности к тем или иным формам социально- рискованного поведения. На этапе первичной позитивной профилактики охват обучающихся должен быть не менее 95% для эффективности такой работы. Инструменты, которые могут быть эффективно использованы на данном этапе: психологическая диагностика, наблюдение, мониторинг актуального состояния ребенка, программы первичной позитивной профилактики. Три основных характеристики необходимо учесть в профилактической работе Адресность: соответствовать возрасту обучающихся, сензитивным и кризисным периодам в развитии ребенка. Своевременность: планирование профилактической работы должно быть гибким и учитывать такие показатели как: степень вовлеченности в ту или иную социально-рискованную деятельность контингента обучающихся; наличие кризисных ситуаций в ОО (любая профилактическая работа, повышение ее интенсивности не должна увязываться в сознании обучающихся с кризисной ситуацией, в этом случае есть риск формирования негативного отношения к предлагаемому материалу на фоне возрастного сопротивления, риск ретравматизации и т.д. периоды повышения учебной нагрузки Безопасность – профилактика не должна быть аналогом пропаганды.

Ученик ведет себя агрессивно по отношению к одноклассникам и педагогам, меры воспитательного воздействия эффекта не приносят. Родители на контакт не идут. Какие действия я, как классный руководитель могу предпринять в данной ситуации?

Наталья АЛександровна

Отвечая на этот вопрос, рассмотрю сразу несколько аспектов проблемы. Ситуация, в которой ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим участникам образовательного процесса, ни в коем случае не может считаться проблемой только этого учащегося. Если в ответ на его агрессивное поведение в его адрес начинают происходить агрессивные действия одноклассников и педагогов, то, во-первых, его поведение будет ухудшаться, а, во-вторых остальные учащиеся получат крайне негативный опыт взаимодействия. Самое худшее, когда в классе, в котором учится ребенок с агрессивным поведением, остальные учащиеся также начинают вести себя агрессивно, объявляя в то же время, что в их поступках виноваты не они, а обсуждаемый «агрессор». Таким образом, учащиеся научаются агрессивно реагировать на действия другого человека и скидывать с себя ответственность за собственные действия и поступки. Поэтому с классом, в котором обучается такой ребенок, необходимо должна проводится работа, направленная на развитие у учащихся навыка конструктивно взаимодействовать. В конечно итоге, если во всем классе сложатся твердые традиции вежливой и уважительной коммуникации, поведение обсуждаемого учащегося не будет провоцировать других и со временем сгладится. Зачастую родители детей с агрессивным поведением не идут на контакт со специалистами и администрацией школы потому, что боятся встретить обвинения и оскорбления в свой адрес. Поэтому они занимают оборонительную позицию. При этом зачастую они переживают и беспокоятся о своем ребенке и хотели бы изменить ситуацию. Представителям школы рекомендуется приложить усилия, чтобы организовать с данными родителями партнерские отношения, убедить их, что в их намерения не входит обвинить, а что они хотят совместно с родителями помочь этому ребенку.

Я работаю педагогом-психологом в школе. Могу ли я. Как сертифицированный психотерапевт, использовать в работе с обучающимися знакомые мне методы психотерапии?

Игорь, педагог-психолог

Ваша деятельность, ее основные направления и виды как педагога-психолога, должна определяться вашими должностными обязанностями, утвержденными директором школы.

Сохраняется ли правило конфиденциальности в работе педагога-психолога школы при наличии угрозы жизни и здоровья ребенка?

Валентин

В некоторых случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью ребенку, и на основании статьи 125 УК РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих соблюдение прав детей в РФ, психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних лиц и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах получателей психологической помощи, при которых существует вероятность совершения действий, представляющих угрозу для себя и окружающих. Предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных сведений. Также, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, может проводиться предоставление (выемка) конфиденциальных сведений психологом третьим лицам без согласия получателя психологической помощи или его законного представителя.

Ребенок, не имеющий согласия родителей на сопровождение педагога-психолога, является участником конфликтных ситуаций. Каким образом я, как педагог-психолог, могу способствовать разрешению подобных ситуаций?

Екатерина Васильевна

Разрешение конфликтных ситуаций не обязательно должно осуществляться педагогом- психологом школы. В случае, если классный руководитель по каким-то причинам не смог осуществить конструктивное разрешение конфликтной ситуации и собирается привлечь для ее разрешения педагога-психолога (а согласия родителей на психологическое сопровождения данного ребенка нет), необходимо организовать встречу с родителями данного учащегося. Иногда родители на дают согласия на психологическое сопровождения ребенка, опасаясь, что без их ведома на ребенка будет оказываться влияние или даже давление. И они занимают оборонительную позицию. Особенно, если их ребенок систематически нарушает дисциплину, родители зачастую опасаются нападок на себя и на ребенка со стороны школы. При этом каждый родитель хочет, чтобы его ребенок эффективно развивался и находился в условиях физической и психологической безопасности. И если с родителями наладить конструктивный диалог, они перейдут с позиции обороны на позицию конструктивного содействия.

Какой должна быть направленность социально-профилактической работы?

Наталья Михайловна

Социально-профилактическая работа направлена, в первую очередь, на формирование у детей навыков, которые помогут им вести социально-одобряемый, безопасный и здоровый образ жизни. Может быть разработан и осуществлен комплекс специальных профилактических программ, регулярно предлагаемых детям и подросткам. Программы могут разрабатываться и проводиться в различных направлениях, таких как: информирование о последствиях; создание социального навыка; формирование умения обращаться за помощью; формирование навыка говорить: «Нет»; развитие умения понимать самого себя; и другое. Групповая профилактическая работа, направленная на первичную профилактику социальных рисков, должна проводиться со всеми детьми. С детьми и подростками, составляющими группу риска, должна проводиться более глубокая коррекционная индивидуальная и групповая работа.

Как полноценно работать с учениками и их родителями в условиях дистанционного обучения?

Педагог, Ирина Михайловна

Сейчас в мире происходит особенно много разноплановых изменений, так или иначе касающихся каждого. Беспокоит отсутствие определенности на фоне противоречивых прогнозов, переизбыток поступающей информации, обрабатывать которую мы не успеваем. Скорость изменения мировой ситуации не дает возможности ее переварить и полноценно адаптироваться к новым условиям. Жить в постоянно меняющейся ситуации — крайне непросто. Такая обстановка делает психологическую помощь актуальной как никогда для большинства людей. Кто-то чувствует необходимость задать интересующие его вопросы и получить ответы от профессионала, кому-то достаточно рекомендаций психолога в виде памяток, а кто-то готов посетить серию онлайн встреч и поработать над психологической проблемой. Высокая актуальность психологической помощи всем участникам образовательного процесса в новых условиях бросает вызов педагогам-психологам. Наша задача, как профессионалов, быстро адаптироваться к изменениям, расставить приоритеты и выбрать оптимально эффективные формы работы. Среди традиционных видов деятельности по психологическому сопровождению образовательного процесса сейчас необходимо выделить самые актуальные и найти способы их реализации. В настоящий момент на первый план выходит необходимость консультирования обучающихся, родителей и педагогов. Люди с разной скоростью адаптируются к быстро меняющимся условиям, по-разному реагируют на возможную угрозу безопасности, жизни и здоровью и справляются с фрустрацией главных потребностей человека – потребностей в общении и социальных контактах. Поэтому психологу необходимо найти возможность удовлетворить запрос на консультирование. Правильно, если консультирование организовано с помощью платформ, которые позволяют не только слышать, но и видеть клиента. Сейчас, в условиях самооизоляции, многие платформы, предоставляющие услуги дистанционной связи, убрали временные ограничения по длительности связи и значительно расширили бесплатный пакет услуг. Организовать онлайн встречу с клиентом можно с помощью видео звонка популярных мессенджеров WhatsApp и Viber, которые освоили и давно используют большинство взрослых и детей, начиная с начальной школы. Необходимо только наличие интернета. Еще одна популярная платформа для онлайн встреч – это приложение Zoom, которое позволяет проводить как индивидуальные, так и групповые встречи. Приложение можно установить как на мобильный телефон, так и на планшет или ноутбук. Всем участникам образовательного процесса необходимо предоставить удобный способ записи на консультацию с сохранением конфиденциальности запроса. Просто и быстро это можно сделать с помощью сервиса Google Форм, который позволяет собирать полученные данные в таблицы совершенно бесплатно и упрощает формирование отчетов по консультированию. Данный вид сервиса может быть размещен на официальном сайте образовательной организации в разделе психологической службы. Сейчас, при переходе на дистанционные формы обучения, целесообразно разместить новость об осуществлении психологической помощи в новом формате и ссылку для записи на консультацию. Одним из основных видов деятельности педагога-психолога в учебном процессе является коррекционно-развивающая работа с обучающимися. Она может проводится как в индивидуальном формате, так и в групповом. Важно организовать регулярную работу с обучающимися и продолжить реализацию программ. Это можно сделать с помощью программ для организации дистанционных встреч, записи упражнений, рассылки необходимых для отработки материалов. Программа Zoom дает возможность провести запись встречи, что особенно удобно для групповой коррекционно-развивающей деятельности. Видеозапись встречи можно выложить в облачное хранилище и предоставить доступ тем, кто не смог на ней присутствовать. Мы понимаем, чтобы сделать хороший дистанционный курс, необходимо время на создание и отработку максимально эффективных упражнений. Чтобы снизить градус собственных требований и переживаний (мы ведь не только педагоги-психологи, но и просто люди), стоит поискать альтернативные способы формирования необходимых навыков. Можно использовать элементы библиотерапии и обсуждение кино и театральной продукции. С помощью таких заданий можно укреплять терапевтический контакт, повышать уровень эмпатии и рефлексии у ребенка, социальную компетенцию, воздействовать на психологическое состояние и корректировать поведение. Многие психологи регулярно проводят мероприятия, направленные на повышение уровня психологической культуры всех участников образовательного процесса: организуются родительские собрания, направленные на повышение психологической компетентности родителей, для педагогов проводятся тренинги по профилактике профессионального выгорания, а для детей различные просветительские встречи, которые помогают им в решении жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. У некоторых коллег на просветительскую деятельность силы и время выделяются по остаточному принципу, оно и понятно, много других актуальных задач. Но в условиях пандемии важно сохранение психического здоровья детей и их родителей, а, следовательно, просвещение и повышение психологической грамотности и культуры родителей. Просвещение в данном случае дает профилактический эффект. Задачи психологического просвещения успешно решаются с помощью памяток для обучающихся, педагогов и родителей, которые можно составить на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, Психологического института Российской академии образования, Московского государственного психолого-педагогического университета и других авторитетных источников. Стоит подобрать проверенные ресурсы для самостоятельного просвещения всех участников педагогического процесса и, например, разместить их на сайте образовательной организации. В этом списке должны оказаться: сайт Городского психолого-педагогического центра ДОНМ (gppc.ru), сайт Телефон доверия для детей, подростков и родителей (telefon-doveria.ru), а также другие надежные источники информации. Возможно, стоит подумать о еженедельной психологической рассылке, в которой будет собрана максимально полезная информация в компактном виде. Там могут быть представлены полезные ресурсы, лайф-хаки, необходимые чек-листы, памятки, списки с интересными книгами, увлекательными фильмами и семейными играми. Можно услышать много отзывов о происходящем – сколько людей, столько и мнений. Кто-то кричит: «Ужас, ужас!», кто-то заявляет: «Время новых возможностей!». Истина, как всегда, где-то посередине.  То, как будут воспринимать происходящее наши с вами дети, родители и педагоги, зависит от нас. Так давайте сделаем это время временем личностного роста и побед!

Здравствуйте! Я работаю педагогом-психологом в детском саду! Попросили провести мастер- класс для педагогов. Подскажите, пожалуйста, что-нибудь интересное!

Роза, педагог-психолог

1. Мастер-класс «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников» Цель: Познакомить педагогов с играми по патриотическому воспитанию. 2. Мастер – класс «Использование интерактивных приемов в работе нравственно - патриотического воспитания дошкольников» Цель: Актуализация среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками.

Как заинтересовать родителя, чтобы он привел ребенка в спортивную секцию?

Мария

Одной из задач тренера, особенно в детско-юношеском спорте, выступает отбор спортсменов. Для решения этой задачи тренеру необходимо в первую очередь заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Хорошей мотивацией для родителей будет, если тренер на собственном примере сможет показать, что спорт это не только физическое воспитание, но и много положительных эмоций. Можно доступно объяснить и рассказать о преимуществах данного вида спорта. Любой спорт это в первую очередь здоровый образ жизни и гармоничное физическое развитие. Также спорт формирует такие важные качества в ребенке, как самостоятельность, организованность, ответственность. В спортивной деятельности развиваются волевые и многие другие качества, которые будут необходимы в дальнейшей жизни. Занятия спортом также помогают оградить ребенка от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, интернет-зависимость), что очень актуально в наше время. Регулярные спортивные тренировки развивают координацию движений, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Они позитивно воздействуют на формирование уверенности в себе и собственных силах, умения справляться с появляющимися на пути препятствиями и возможность при необходимости отстоять самого себя. Спорт, особенно игровые его виды (волейбол, футбол, хоккей, баскетбол, гандбол и др.), помогает в развитии навыков общения и умения работать в команде.

Какие практические приемы можно использовать при наличии у спортсмена страха перед соревнованиями?

Тренер, Кирилл

Страх — это как огонь. Будешь его контролировать — он будет греть, если нет — сгоришь! Для эффективного преодоления страхов у спортсменов в первую очередь необходимо четко определить их источник, выяснить, с чем связано их возникновение. Важно установить наличие страхов у спортсменов, определить характер этих страхов с помощью комплекса методов (беседы, анкетирования, наблюдения, тестирования и др.). В качестве основных мер для предотвращения состояния страха Е.М. Хекалов рекомендует: — обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов доступности, последовательности, алгоритмизации обучения; — учет степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений; — развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности, уверенности); — предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях; создание профилактических (исключающих травмы) условий тренировки, в том числе обеспечением страховки; — использование внушения и самовнушения перед выполнением опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником. Предупредить страх в тренировочном процессе могут помочь также следующие рекомендации: — избегать разговоров об опасности упражнения; — максимально расчленять упражнения на фоне их целостного выполнения; — избегать преждевременного самостоятельного выполнения упражнения; — завершать тренировку на удачном исполнении опасного упражнения, чтобы сформировать у спортсмена уверенность в своих силах и создать благоприятный эмоциональный фон для последующих занятий. Е.О. Тихвинская предлагает использовать следующие приемы: «Проживание страха до конца». Спортсмену предлагается представить всевозможные варианты последствий, в случае если опасения оправдаются. Это позволяет преждевременно, до важной соревновательной ситуации исчерпать фантазии и представления, на которые спортсмену приходится тратить много энергии. В процессе обсуждения возможных последствий страхов следует задавать конкретизирующие вопросы, усиливая значения ответов и погружая в переживания. Подобными вопросами надо прокрутить цепочку до самого конца и до самого плохого. Пример. Спортсмен: «Я опасаюсь ошибки». Вопросы: «Что будет, если ты ошибешься?» — «Будет неприятно». — «Что именно неприятно?» — «Денег не дадут (уважать не будут, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.)». «Что будет, если денег не дадут, уважать не будут?». — «Сам в себе разочаруюсь.» и т. д. Это позволит уменьшить неосознанные переживания, спрогнозировать поведение в ситуации неуспеха, выявить основную причину страха. Тогда работа со страхом будет более эффективна. «Представление последовательности предстоящих действий». Спортсмену предлагается «прокрутить» собственные действия в различных вариантах развития событий. Детальное представление предстоящей деятельности уменьшает информационную неопределенность, увеличивает шансы заранее обратить внимание на слабые места подготовки и приложить к ним дополнительные усилия, подготавливает нервную систему к предстоящим вариантам развития событий. Возможны следующие ошибки в данной психотехнике: обобщенное, неподробное представление (не выполняет вышеописанных функций); представление неудачных вариантов (провоцирует их исполнение). Вместо этого рекомендуется сосредоточить внимание на том, что нужно сделать (как можно более детально). Эффективность данного упражнения зависит от уровня управления вниманием и от определения того, почему возникло именно такое опасение, т. е. какие именно действия вызывают опасение и страх. Спортсменов с постоянными страхами, которые легко падают духом и у кого в стрессовых ситуациях происходит полная дезорганизация деятельности, следует направить на консультацию к психиатру или психологу.

Что делать тренеру для снижения психического перенапряжения при подготовке к соревнованиям?

Валерий

Известный российский психолог Г.Д. Горбунов, обобщив практический опыт работы со спортсменами высокой квалификации, для предупреждения психического перенапряжения предлагает учитывать следующее. Некоторая степень психического перенапряжения в пик тренировочной нагрузки — естественное следствие правильно построенного тренировочного процесса. Полное отсутствие признаков психического перенапряжения означает, что спортсмен мог бы выдержать большую физическую нагрузку и более жесткий спортивный режим. Если при привычной тренировочной нагрузке, далекой от максимума объема и интенсивности, у спортсмена наблюдаются явные признаки первой стадии психического перенапряжения, значит, причины его надо искать в дополнительных факторах: — в неблагоприятном психологическом климате для спортсмена в команде (например, конфликт с кем-нибудь из членов коллектива либо длительное пребывание на сборах в отрыве от дома и семьи); — в снижении мотивации (например, отмена поездки на соревнования, в которых спортсмен очень хотел принять участие); — в появлении конфликтной ситуации в личной жизни спортсмена (например, необходимость совмещать тренировки и подготовку к экзаменам в школе, институте; женитьба или замужество при определенных условиях могут явиться причиной такой конфликтной ситуации); — в проявлении в системе ценностей спортсмена новой ценности, более значимой, чем спорт, или снижении ценности спорта в конкретной ситуации (например, спортсмен получил квартиру, приобрел машину и др.). Тренер должен помнить, что появление признаков первой стадии психического перенапряжения требует коррекции в основном отношения и поведения спортсмена, возможно даже его режима, но не тренировочной нагрузки. Спортсмен должен знать о необходимости пережить эти состояния и быть уверенным, что быстро восстановится в период снижения нагрузки. При появлении признаков второй стадии психического перенапряжения спортсмена тренеру необходимо пересмотреть запланированную тренировочную нагрузку и систему восстановления спортсмена. Если обнаруживаются признаки третьей стадии психического перенапряжения спортсмена, это означает, что тренер допустил грубые ошибки в подготовке (в методике, организации, условиях жизни, питании, общении, отдыхе и т. д.). Чем старше и опытней спортсмен, тем большей самостоятельности он требует. Это создает почву, на которой в период высоких нагрузок могут возникнуть конфликты по любому поводу. С одной стороны, их надо предвидеть и по возможности предупреждать, с другой — если конфликты возникают, позаботиться о том, чтобы они не были плохим примером молодым спортсменам.

Как сформировать психологию победителя?

Людмила

Занятия спортом сами по себе предполагают формирование психологии победителя. Для чего ребенок приходит в секцию? Даже в раннем возрасте он учится побеждать, не думая при этом о медалях, деньгах и результатах. Ему хочется опередить соседского мальчишку, товарища по группе, потом, возможно, выиграть первенство школы, района и так далее. Но на этом этапе очень часто у ребенка нет человека, который может направить его, дать напутствие, которое станет ориентиром, и развить все необходимые качества. Тренеры не всегда могут это сделать, поэтому желательно, чтобы с детьми также работали спортивные психологи. Именно спортивные — их задача готовить победителей, в то время как задача обычных психологов — помогать людям обрести гармонию в жизни, избавиться от проблем и конфликтов. Но качества, необходимые для создания психологии победителя, могут сформироваться и при обучении в обычной общеобразовательной школе. Ребенок стремится получить более высокую оценку, похвалу от учителя, добросовестно выполнить порученное ему задание — все это своего рода победы. Спорт же по своему определению направляет человека на преодоление себя. Тренер должен уметь грамотно ставить цели, в достижении которых его воспитанник будет чувствовать себя победителем. Психология победителя — это не одно качество, а целый комплекс. Спортсмен должен быть готов к риску и новаторству. У него не должно быть желания сделать «как все», поскольку спорт — это постоянные эксперименты и поиск нестандартных подходов, без которых выиграть невозможно. Кроме того, спортсмену необходимо здоровое честолюбие. Человек, уважающий себя, не должен позволять себе получить, например, двойку по иностранному языку. Он должен стремиться полностью реализовать свои способности и возможности, то есть психология победителя должна проникать во все сферы его жизни. И, конечно, еще одно важное качество — дисциплинированность, которая должна заключаться не только в соблюдении режима и отсутствии опозданий на тренировки, но и в культуре общения и поведения. Причем без внешних запретов, по внутреннему убеждению.

Может ли тренер заменить психолога?

Анонимно

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Этому всему тоже обучают в институтах физической культуры, и со многими обычными психологическими задачами тренер может и должен справляться. Но, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решать психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптечкой — пока недомогание легкое, мы справляемся сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу. В случае с психологией существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во- вторых, базовые знания по психологии, которые получены в институте или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, но неграмотное применение психотехник иногда приводит к негативным последствиям. Но главная причина, почему тренер не может полностью заменить психолога, заключается не в недостатке профессиональных знаний и умений, которые в конце концов можно приобрести, а в сущности той роли, какую тренер играет в жизни спортсмена, особенно при наличии конкуренции. Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте, специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Спортсмен на ответственных этапах подготовки обладает повышенной чувствительностью, так как практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Поэтому, несмотря на то, что тренер в большинстве ситуаций может выполнять функции спортивного психолога, делать это при наличии специалистов нецелесообразно. «Есть примеры, когда тренер своей речью повлиял на результат матча, или в беседе с подопечным нашел нужные слова, чтобы тот изменил свой подход к тренировкам и т. д. Однако спортсмен зависим от тренера и не может говорить с ним о многом откровенно и даже не станет. А ведь то, что думает спортсмен о своих тренировках, о том, что они ему дают, как влияют на его физические кондиции, может существенно повлиять на его спортивные результаты. И те тренеры, которые сотрудничают с психологом, понимают всю важность совместной работы».

Что делать, если появляется страх перед соревнованиями, страх перед более сильным соперником, страх проигрыша?

Николай

Очень важно разговаривать с детьми! Не важно, выигрывают они или проигрывают! Важно научить маленького спортсмена внимательно относиться к своим поражениям. Проигрыши и поражения – это то, что помогает стать ему лучше. Соперник всегда показывает спортсмену его слабые места, показывает ему куда расти, в чем становиться лучше. В этом смысле ему большая благодарность! Очень важно объяснять ребенку, что поражение – это не катастрофа, а шанс понять, что и где ему нужно подтянуть. Важно говорить, что вы ребенка любите при любых обстоятельствах. Не передавайте ему свою родительскую тревогу, страхи и переживания. Ребенку бы со своими переживаниями справиться, помогите лучше своим участием, сопереживанием и поддержкой.

Как мотивировать детей в спорте?

Светлана

В силу возрастных особенностей, дети еще не могут мотивировать себя по-взрослому. У детей всегда детские мотивы и они очень простые. К примеру, ребенок может говорить: мне нравится тренер, мне нравится с ребятами, мне нравится бегать, мне нравится красивый костюм, я люблю кружиться и прыгать, я люблю пинать мячик. Это нормально и это должны учитывать и родители, и тренера. У ребенка может не быть фокуса на достижения и победы. Ему просто хорошо, когда нравится. Детям, безусловно, нужно помогать удерживаться в спорте. Потому что когда случаются поражения, детям становятся «невкусно» и они включают «не хочу». Детей нужно поддерживать в этом месте, объяснять и проявлять бережное участие… Родители и тренера помогают ребенку адаптироваться в спорте и помогают разобраться, насколько ребенку это надо. Только к подростковому возрасту у детей формируются более взрослые мотивы. К примеру: я хочу себе нравиться, я хочу нравиться противоположному полу, я хочу стать известным, спорт - это престижно, круто, я хочу зарабатывать деньги и т.д. Появляется более сильная личная внутренняя мотивация, понимание, для чего он тренируется, а соответственно, и большая ответственность за действия и результат.

Кто занимается психологической подготовкой детей в спорте?

Борис

На данный момент в спортивных школах психологической подготовкой маленького спортсмена занимается ТРЕНЕР (хорошо, если совместно с родителем, с которым у них одно видение процесса). Только на этапе высшего спортивного мастерства к работе подключается психолог, так как перед спортсменом стоят уже более сложные задачи: мотивация, самооценка, поиск ресурсного состояния и т.д. Но психологические трудности в детском возрасте никто не отменял! Дети тоже сталкиваются с волнением, страхами, трудностями самооценки, откатами и прочим. Здесь очень важна позиция родителя, его устойчивость, адекватность, принятие, поддержка, бережное участие и пр. Взрослые, ваша роль в этом месте неоценима! Мотивация и поддержка ребенка – задача родителя совместно с тренером. Находите точки соприкосновения и понимания в этом месте, чтобы у ребенка в голове не было неразберихи (один значимый человек говорит одно, другой – другое).

Как определить способности ребенка в спорте?

Владимир

Если ребенок склонен к физической активности: любит лазать, бегать, прыгать больше, чем играть в спокойные игры (рисовать, читать, собирать лего), можно считать, что есть смысл эту активность куда-то пристроить, например, отдать в спортивную секцию. Первое, что нужно учитывать при выборе секции - спорт должен нравиться ребенку (не только родителю)! Но для того чтобы иметь успехи в спорте, одного желания не достаточно. Спорту нужно соответствовать!!! Здесь необходимо рассмотреть 3 фактора: -психологический (определенные черты личности, необходимые для этого спорта) -психофизиологический (координация, скорость реакции, тип нервной системы) -Антропометрический (вес, рост, гибкость и т.д.) Если эти факторы совпадают, то ребенка можно считать одаренным в спорте и думать над тем, как эти способности развивать. Некоторые спортивные тренера и психологи считают, что любой человек физически здоровый вполне может дойти до уровня КМС (при должной мотивации и рвении). Далее, остаются в спорте только сильнейшие, те, кто по большому счету, одарен и имеет идеальное сочетание тех факторов, о которых я писала выше. Многие родители отдают свое чадо в спорт для здоровья, чтобы ребенок был сильным, подтянутым, гибким, но они часто заблуждаются. Важно понимать: профессиональный спорт – это не для здоровья! Спорт - это большие нагрузки (физические и психоэмоциональные), это тяжелый ежедневный труд. Спорт - это очень полезная, но, как ни крути, очень жестокая школа. Поэтому, если вы привели ребенка в секцию для здоровья и для души – говорите об этом с тренером, сообщайте о своих намерениях и изменениях. Тренера – тоже люди, они как вторые родители, они много вкладываются, и им важно понимать для чего они трудятся. Когда родители «вдруг» передумали – это всегда болезненный разрыв и для тренера и для ребенка. Учитывайте это! Да, на начальном этапе, первые 2-3 года, вы можете присматриваться, это может быть «физкультура для малыша», но как только начинаются соревнования, достижения и конкуренция - это уже СПОРТ!

Доброго времени суток! Подскажите, чем именно должен заниматься психолог в группе продлённого дня. И если можете, назовите, пожалуйста, какие-либо источники информации (книги, сайты, публикации, монографии)

Ирина

Добрый день, Ирина! Школьный психолог вправе сам ставить акценты в своей работе. Он может заниматься только диагностикой, если считает это приоритетным направлением, или вести тренинги с детьми группы риска (которые выявлены в результате диагностики), может работать с развитием познавательной или коммуникативной сферы и т.д. Психолог может ничего не вести в группе продленного дня, если к тому нет предпосылок. Все зависит от цели, которую вы перед собой ставите. Если это полезное и интересное времяпрепровождение детей - рекомендую вам различные развивающие игры (настольные, ролевые, с игрушками или без). Их сейчас огромное количество. Во время игры дети непринужденно получают необходимые навыки. Также вы можете работать с ними по готовым программам развития (например программы Хухлаевой) или написать свою программу и вести регулярные занятия. Вы можете работать индивидуально с конкретными детьми по запросу родителей или учителей. Возможностей очень много. Главное определиться, какой результат вы хотите получить и зачем он вам нужен. Удачи!

ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАК НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ В ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ?

Ирина, учитель начальных классов

Здравствуйте! Попытайтесь следовать следующим советам:

  • Говорите только то, в чем искренне убеждены.
  • Придерживайтесь постоянства своих убеждений.
  • Старайтесь всегда показать своё доброжелательное отношение.
  • Чаще ставьте себя на место ребенка, учитывайте его возраст.
  • Воздерживайтесь от обидных слов и выражений в адрес ребенка.
  • Избегайте назидательства и занудства.
  • Подумайте, не повторяете ли вы ошибки ваших родителей.

ЗДРАВСТВУЙТЕ! ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК АГРЕССИВЕН?

Светлана, начинающий педагог

Здравствуйте! Было бы очень хорошо, если бы вы уточнили возраст ребенка. Агрессивность не бывает без причины. Среди причин можно выделить: тревогу, интенсивные внутренние переживание, образец поведения, который ребенок видит (сверстники, телевидение, родители). Необходимо точно определить причину агрессивности вашего ребенка.
  • Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
  • Если ребенок своими действиями пытается вас разозлить, важно не поддаваться этому. Проговорите свои чувства «В данный момент я чувствую … »; проговорите возможные чувства ребенка «Я вижу, что ты зол (разгневан, рассержен) …. это бывает в подобных ситуациях … ».
  • Если вы видите, что ребёнку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим (физические упражнения, битье подушки или мягкой игрушки).
  • Показывайте ребёнку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева.
  • Сделайте всё, чтобы ваш ребёнок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете таким какой он есть. Не стесняйтесь лишний раз сказать ему о том, что вы его любите.
  • Ваш личный пример важный фактор в развитии способностей ребенка. Покажите ребенку, как можно научиться сосредоточиться. Например, вы можете сказать: «Нам нужно купить много продуктов в магазине, поэтому лучше заранее дома составить список необходимого. Тогда мы ничего не забудем купить».
  • Поощряйте ребенка, независимо от того, насколько успешны его действия.

Начался новый учебный год, что можно посоветовать родителям учащихся?

Дарья, учитель начальных классов

Период привыкания после трехмесячного отдыха к учебному режиму многим школьникам дается сложно. Длится он не несколько дней, как думают некоторые родители, а где-то месяц-полтора. Потому первое – следить за тем, чтобы ребенок привыкал пораньше ложиться спать. Свести к минимуму просмотр телевизора и компьютерные игры, чтобы дети настраивались на положительные эмоции, больше думали об учебе. Желаю родителям терпения, более внимательно относиться к своим детям, вовремя приходить к ним на помощь, детям желаю здоровья, а педагогов поздравляю с новым учебным годом!

Как развить мелкую моторику ребёнка?

Диана, педагог дополнительного образования

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Мои самые любимые и эффективные занятия: пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко бутылки.

Если ребенок врет, что делать?

Дмитрий, тренер

Задача педагога – понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит, вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше? Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них. Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования взрослых.

Как помочь ребёнку сосредоточиться на занятиях

Жанна

Это вопрос, которым задаётся почти любой педагог. Дети бывают рассеянными даже на уроках в классе, где мало отвлекающих факторов, а в условиях дистанционного образования их окружает много соблазнов. Постарайтесь устранить все, что может отвлечь ребёнка от учёбы. Создайте спокойную рабочую атмосферу. Старайтесь следовать привычному режиму, чередуйте режимы работы и отдыха. Очень важны динамические паузы. Помните, что ребёнок может удерживать концентрацию внимания не более 30-40 минут, поэтому важно чередовать виды деятельности, чтобы он не уставал и мог спокойно сосредоточиться на учебном материале.

Ребёнок совсем не хочет учиться. Что делать?

Александра Андреевна, учитель начальных классов

Прежде всего, разобраться в причинах, почему ему не нравится учиться. Например, виной всему может быть подростковый возраст, когда утрата учебной мотивации вполне естественна — в это время у детей на первое место выходит общение со сверстниками. А может, дело в том, что ребёнок не понимает учебный материал — тогда стоит отойти на шаг назад и ещё раз объяснить основы, либо подобрать другой метод обучения. В любом случае ваша задача — поддерживать ребёнка и хвалить его за любые успехи в учёбе. Подробнее о том, как стимулировать интерес к учёбе, вы можете прочитать в нашей статье «Шесть способов сохранить учебную мотивацию ребёнка» на сайте.